Александр Мардань
Сценарий короткометражного фильма
(грустная комедия)
20 мин.
ОДЕССА 2012 ГОД
Константин Сергеевич – худой высокий мужчина пятидесяти с лишним лет
Альтер Эго – АльЭг – толстый среднего роста мужчина того же возраста
**
Мы уходим отсюда,
Как из снега вода.
Злые все, как простуда,
На пустые года.
**
Мы уходим отсюда,
Мы бредем в никуда
От «авосек» в полпуда,
От ни «нет» и ни «да».
**
Мы уходим отсюда,
Но дойдем ли туда,
Хоть твердим, как зануда,
«Ерунда, ерунда».
1. НАТ. Ранний вечер. Уютная улица в старом городе. Остановка трамвая. На остановке несколько человек. К остановке подходит трамвай, пассажиры торопливо заходят-выходят. Из трамвая выходит Константин Сергеевич, и неторопливо идет по улице.
Alter Ego. (Отражается в трамвайном окне) – Константин Сергеевич не спешил. Спешить он не любил.
К.С. – Помню высказывание Сократа: «Самое смешное на свете – вид спешащего!» Стеснялся спешить. Да и некуда было. Как в романсе про ямщика, превысившего скорость. Оглядывается по сторонам
Вечер только начинается, а день, похожий на тысячи предшественников, закончился. Логично: если день не закончился, то и вечер не начнется.
Загорается зеленый свет и К.С. переходит в негустой толпе (массовка) через перекресток на противоположную сторону. Проходит мимо ярко совещенной витрины небольшого пив-бара, его отражение в стекле дробиться и гротескно изменяется (система кривых зеркал), из-за этого он на мгновение становится похож на А.Е (изображение как бы переливается в другой образ) К.С. удивленно хлопает глазами, но потом его внимание отвлекается - прямо в витрине выставлен огромный аквариум. К.С. внимательно читает объявление «Всегда в продаже свежие раки». К.С. заинтересованно разглядывает плавающих в аквариуме раков, кажется, он выбирает себе закуску, но потом он корчит рожу, словно подражая раку, читает меню и идет дальше с видом человека, который передумал заходить в бар.
А.Е. - Логично с точки зрения астрономических наблюдений. А с точки зрения человеческой души – может «и дольше века длиться день»...
К.С. - Роман с таким названием я читал лет двадцать назад. Содержания не запомнил, но названия не забыл.
2. НАТ. Улица. Лоток, на котором продается всякая всячина. К.С. подходит к лотку, где торгует старуха. Сбоку лежит стопка потрепанных книг. Надпись на бумажке «Все по 5!» К.С. машинально листает какую-то книгу.
К.С. Повесть написал. О прожитом времени. Назвал ее «Повесть о ненастоящем человеке» и отправил в Москву в толстый любимый с юных лет журнал. Хотел написать обратный адрес: «ул. Любая 29», но потом передумал. А вдруг захотят напечатать? Зря. Ответ пришел.
Рядом с К.С. останавливается несколько человек (немолодая женщина, подросток и старуха) они ковыряются в разложенном товаре.
К.С. аккуратненько возвращает книгу на место и возобновляет движение по улице к своему дому.
К.С. «Уважаемый Константин Сергеевич! Ваша повесть проникнута желчным разочарованием незаслуженного обиженного жизнью совка...»
3. НАТ. Улица. На углу типичная «наливайка». На колченогих стульях за неопрятными столиками сидят «постоянные клиенты» - стайка мужиков- типичные работяги с грязными от машинного масла руками,. Пожилая грузная официантка выносит пиво, у нее в каждой руке по 3 кружки. Мужики «задушевно» беседуют, слов не слышно, но по их лицам разлита особая безмятежность – им давно спешить некуда и незачем. Все посетители заведения словно вышли из 70-х годов, т.е. - типичные «совки».
К.С. с полуулыбкой разглядывает посетителей Откуда ей знать: заслуженно или не заслуженно? Писала зам.редактора судя по слогу – молодая женщина, выросшая в подлинно демократическом обществе. Бог с ней с демократией, объявить которую намного легче, чем построить.
4. НАТ. К.С. заворачивает за угол и подходит к своему дому. Дом – старинный особняк в переулке, обветшалый, некогда величественный с «бывшим» красивым парадным подъездом и остатками ажурной решетки, по стене карабкается дикий виноград. Мы детально изучаем остатки некогда роскошной лепнины, полу обвалившийся балкон, кариатиду с отбитым носом.
А.Е. – И дом, и двор не знали ремонта все послереволюционные годы. А квартира Константин Сергеича находилась над полуподвалом. Не первый, но и не второй этаж звался прекрасным- «бельэтаж» и напоминал о безвозвратно ушедшем времени, в котором французские, а не английские слова селились в нашем языке.
К.С. заходит в подъезд.
А.Е. - Работу свою ты никогда не любил.
К.С. - оглядывается, словно видит окружающее пространство впервые. Специальность свою я выбрал не по любви, а скорее по расчету родителей. Та, что нравилась мне, казалась им недоступной, а доступная оказалась неинтересной. Так часто бывает с профессиями и женами.
А.Е. Наверное и с мужьями тоже...
5. ИНТ. Подъезд дома К.С. – граффити на стенах, в углу на площадке сидят несколько котов. Из квартиры на первом этаже выходит мужик в майке и трусах с помойным ведром в руках. В ведре картофельные очистки и рыбьи головы. За помойным ведром дружно бегут коты. К.С. прижимается к стене, пропуская соседа, который проходит мимо, не замечая К.С.
К.С. Наверное, морж, раз ему не холодно.
К.С. поднимается по мраморной выщербленной лестнице, вытаскивает из кармана ключ, открывает дверь и заходит в свою квартиру.
6. ИНТ. Типичная холостяцкая квартира. Чистенько, как в казарме, полное отсутствие уюта и женщины. К.С. вытаскивает из портфеля бутылку йогурта, батон, брикет с суповым концентратом, идет на кухню,
7. ИНТ. Кухня. Облупленная мойка, веревка через всю кухню, на которой висят носки, табуретка, стол покрыт старой стертой клеенкой. К.С. ставит продукты на стол, включает эл.чайник, открывает холодильник, несколько мгновений рассматривает его пустое нутро, словно в надежде найти там что-то . Возвращается в комнату.
8. ИНТ. Комната. На стене несколько старых семейных фото.
А.Е. (показывает на фотографии) – Я здесь прекрасно выгляжу, только меня не видно, потому что я алтер-эго Кости, его второе «я» - первое «я» на фотографии может получится по-всякому, а второе всегда прекрасно, потому что невидимо.
К.С. – Мужем я был почти четверть века, а потом, вырастив сына, разошлись. Она вышла замуж за чиновника средней руки. Машинально переставляет несколько старых безделушек на комодике (это должны быть или слоники, или собачки или бюстик Чайковского и пр. – остатки бывшего совдеповского уюта)
А.Е. – Смешное определение! Ну, где она, средняя рука у чиновника расположена?
К.С. - ...Остался один. Сын женился и уехал работать за границу.
К.С. Подходит к фотографии молодого человека на фоне пальм (океана, авто?)
К.С. - Писем сын не писал, иногда звонил по телефону. На день рождения присылал деньги с инструкцией: «Папа, купи что хочешь!»
А.Е. - Добрый мальчик...
К.С. подходит к зеркалу несколько мгновений изучает свою физиономию, медленно отходит от зеркала, вслед за ним в зеркале появляется А.Е. (пока неясным силуэтом!) К.С. испуганно вздрагивает, и тут же возвращается к зеркалу, словно пытается разглядеть в нем А.Е., но безуспешно – силуэт уже пропал!
К.С. То, что я хотел, купить за эти деньги было нельзя. Впрочем, это вообще нельзя было купить за деньги. За любые. Например, я хотел, чтобы весна в этом году была теплой, а она была холодной...
К.С. подходит к большому окну, отодвигает старомодную тюлевую штору, смотрит на улицу. На улице моросит дождь. В свете уличного фонаря видно как капли дождя разбиваются о брусчатку, которой выложен двор.
9. ИНТ. Утро следующего дня. Квартира К.С. Ходики с гирькой на стене показывают 9 утра. К.С. ходит по квартире и неторопливо одевается для выхода на улицу.
А.Е. – Лечиться, как и спешить Константин Сергеевич тоже не любил.
К.С. надевает пуловер, обматывает шею черным шерстяным шарфом, затем плащ на подстежке, поднимает воротник. Выходит в коридор.
А.Е. – Он всегда надевает под плащ тонкий кашемировый пуловер, который согревал его организм почти 20 лет. А воротник плаща можно было поднять при сильном ветре. В кармане плаща всегда лежит вязаная шапочка на случай дождя. Пока А.Е. рассуждает, К.С. выходит в коридор.
10. ИНТ. Квартира К.С. Коридор. К.С. берет с полки в коридоре зонт, несколько мгновений вертит его в руках, потом кладет на место.
А.Е. – И зонты Константин Сергеич не любил. Маленькие - за то, что плохо прячут от дождя, быстро ломаются и еще быстрее теряются. Большие не любил за то, что большие. У черной шапочки недостатков было меньше. ... Конечно, под проливным дождем долго сохранять волосы сухими она не могла, зато у нее было другое достоинство для его вечерних прогулок.
К.С. вытаскивает из кармана шапочку, вертит в руках и неожиданно ловким движением натягивает шапочку на самые брови, смотрит на свое отражение в зеркале, пытаясь придать себе зверское выражение..
А.Е. – Шапочка придавала интеллигентному лицу Константина Сергеича вид освободившегося братка из бандитского сериала.
К.С. - Она выполняла отпугивающую функцию, как ядовитая окраска у насекомых.
К.С. снимает шапочку, кладет в карман и неторопливо выходит из квартиры. В зеркале появляется силуэт А.Е., он поправляет шарф, надевает такую же шапочку, лихо заломив ее на одно ухо. Вид у него элегантный. Кажется, он даже что-то напевает.
11. Нат. Утро. Двор дома К.С. Облупленные стены, кошки, дикий виноград. Белье на веревке. Посреди двора расположился с мольбертом художник. Еще двое сидят на маленьких скамеечках, держа планшеты с бумагой на коленях. В углу несколько подростков лениво пинают ногами мяч. К.С. выходит из парадной, проходит мимо, украдкой заглядывает в рисунки художников.
К.С. - Мне и моим сверстникам в детстве всегда мешали играть эти художники, приходившие рисовать наш дворик - почему-то итальянский!
В углу двора мусорные баки. К одному баку кто-то прислонил несколько старых деревянных рам с расколотыми стеклами. Тут же прислонили острый и мутный обломок старого зеркала. Выходя из двора, К.С. пытается поймать свое отражение в треснутом стекле. Кто-то из мальчишек пинает мяч, тот летит и попадает прямо в зеркало. К.С. испуганно вздрагивает и беспомощно оглядывается по сторонам (плохая примета) Оглушительный звук бьющегося стекла.
12. ИНТ. Квартира К.С. Утро. Зима. На столе несколько пустых бутылок и остатки скудного «мужского» застолья на газетке. К.С. в майке и трусах, морщась, встает с кровати, вид у него помятый, он, охая, идет на кухню, шумно пьет воду, тут же шумно умывается, подходит к окну и, прищурившись от яркого света, смотрит из окна во двор.
13. НАТ. Утро. Двор дома К.С. идет тихий снежок. По двору прыгает множество белоснежных зверьков, за ними суетливо бегает мужчина. Изображение как бы двоится, не в состоянии попасть в фокус.
К.С. – Странно. Зачем ему эти кошки?
Удивленное и немного перепуганное лицо К.С. в окне. К.С. трясет головой, начинает яростно тереть глаза кулаками. Наконец изображение становится четким. Видно, что по двору весело бегают кролики.
А.Е. – Конечно, по двору бегали не кошки, а кролики. Белой горячки не было, а было тайное разведение четвероногих в дощатом сарайчике, пристроенном к квартире соседа. Наверное, их забыли запереть, или они там что-то прогрызли.... Как давно это было?
К.С. – Лет 20 не меньше... Соседа лет десять уже нет. А носители ценного меха, как и все остальные съедобные представители фауны, перестали быть дефицитом. Сам дефицит стал дефицитом, практически исчезнув. Мой напарник по нелюбимой работе любит повторять: «Сегодня в дефиците только деньги...»
А.Е. Нет, не только...
К.С. Есть еще совесть...
14. НАТ. День. Улица. К.С. неторопливо идет по улице. О таких говорят – «праздно шатается»: он заглядывает в витрины, провожает взглядом спешащих прохожих, улыбается идущим навстречу молодым женщинам и детям. Но улыбка эта отсутствующая, совершенно ничего не значащая. К.С. иногда притормаживает и тщательно читает объявления и афиши. Звучит соответствующая тягучая музыка с четким ритмом, как бы предупреждая зрителя, что так может продолжаться до бесконечности. Наконец К.С. притормаживает у витрины дорогого магазина и рассматривает не только роскошное кашемировое пальто в витрине, но и ценник, который болтается на манекене этого пальто.
В витрине маячит силуэт А.Е.
А.Е.внимательно разглядывая ценник, который привлек внимание К.С. , насмешливо комментирует – Константин Сергеевич не любил деньги...
К.С. переходит к рассмотрению другой витрины, где выставлен дорогой фарфор и различные принадлежности для роскошного застолья - ножи/вилки, ведерки для шампанского, хрустальные вазочки для икры, салфетки и т.д. все с сумасшедшими ценниками.
К.С. - Нет, это деньги не любили меня и всячески уклонялись от встречи со мной. Совесть, напротив, не хотела меня покидать, хотя много раз я на этом настаивал. Наверное, ей со мной было хорошо.
15. НАТ День. Улица К.С. движется по улице, переходит дорогу на зеленый сигнал светофора и приближается к входу в ресторан, где на специальной подставке висит Меню. Официант у входа лакейским жестом открывает дверь и приглашает К.С. вовнутрь, но он рукой показывает, что сначала хочет ознакомиться с меню этого заведения.
К.С. Та-а-к... Холодные закуски, килечка малосольная, тюлечка черноморская... Уменьшительные суффиксы, наверное, призваны усиливать выделение желудочного сока. Знал ли об этом физиолог Павлов? Хотя на собак это могло и не действовать...
Мимо проходит дама с собачонкой на поводке, собачонка заинтересованно обнюхивает брюки К.С.. Тут в окне появляется нечеткое отражение А.Е.
А.Е. читает нараспев Ассорти сырное, Дор Блю, Камамбер, сырные «шнурки», Фета, Голландский, маслины...
К.С. продолжая топтаться у входа, провожает взглядом вышедшую из ресторана парочку - Моя покойная теща помнила НЭП и названия Рокфор и Камамбер часто звучали в семье в те времена, когда в единственном в городе сырном магазине продавали единственный сорт сыра – «Костромской». Нужно было два часа стоять в очереди и больше одного кг. в одни руки не давали.
16. НАТ. День. Улица. К ресторану подъезжает машина, откуда выходит холеная пожилая дама с девочкой, К.С. почти отпрыгивает от входа, ему показалось, что он мешает посетителям зайти вовнутрь, но дама с девочкой его даже не заметили и прошли. Дама громко поздоровалась с кем-то в ресторане. Девочка защебетала.
А.Е. - Эх, не дожила теща до второго пришествия Камамбера!. А вот «Грибы белые в чесночном маринаде...»
К.С. – Моя бабушка, которая помнила не только НЭП, но и дореволюционное детство, любила говорить «дешевле грибов», когда хотела подчеркнуть, что дешевле уже некуда! Меня это удивляло, потому что связка сухих грибов на базаре стоила безумных денег. Видимо, нагибаться за ними никто не хотел.
17. НАТ. День. Отходит от ресторана и медленно идет по улице, но из ресторана торопливо выходит посетитель, который чуть не налетает на К.С.. Следом из ресторана выскакивает официант. В руках у него сверток. Официант подбегает к К.С., приняв его за только что ушедшего посетителя, но вовремя понимает, что ошибся, что-то бормочет, догоняет посетителя и отдает ему сверток. Посетитель останавливается, лезет в карман и сует официанту деньги, которые тот принимает, кивнув в благодарность. К.С. наблюдает за этой сценкой, с растерянной улыбкой.
К.С. - Больше всего я как пионер противился бабушкиной поговорке «Простота хуже воровства». Я объяснял ее заблуждение отсутствием комсомольской организации в гимназии, которую бабушка закончила с отличием в 16-м году.
А.Е. Ну, сегодня нельзя быть таким категоричным в рассуждении, что чего лучше...
К.С. Оба хуже...
18. НАТ. День. К.С. неторопливо идет по улице, где рестораны на каждом углу. Мимо проходит стайка студентов. Каждый что-то жует (шаурму, хот-дог, мороженое) К.С. провожает их любопытным взглядом. Звучит музыка типа шарманки...
К.С. подходит к очередному ресторану и к очередному Меню на улице.
В стекле опять отражение А.Е, который неторопливо читает –
А.Е. - Рыбная тарелка для гурманов (сельдь малосольная, картофель, скумбрия, масло сливочное лук, зелень...)
К.С. - Ах, ну, да...
А.Е. - Селедка с картошкой... Кто ж ее не любит?
19. НАТ. День. Улица. Рядом с рестораном стоит уличный музыкант, он играет на скрипке. В кепке на полу валяется несколько смятых купюр и мелочь. К.С. рассматривает музыканта, стоя к нему в пол оборота.
К.С. - Все мы гурманы... Каждый помнит воскресные семейные завтраки, никто никуда не спешит, все выспались, впереди выходной, настроение хорошее, и на столе, кроме прочего, селедка с картошкой, как правило, «в мундирах». Я маленький говорил: «Хочу картошку в командирах». Эта фраза прижилась, и мама спрашивала: «Тебе пюре или «в командирах»? Но чистить будешь сам». Я всегда отвечал – «В командирах»...
20. НАТ. День. Улица. К.С. неторопливо идет по улице. На тротуаре сидит селянка, она торгует картошкой из большого мешка и др. с/х продукцией, у нее бутылки с подсолнечным маслом, ломти сала в тряпочке все это разложено на дощатом ящике...
К.С. – ( рассматривает бутылки с маслом на земле) Я любил обмакивать еще горячую картофелину в так вкусно пахнущее жареное подсолнечное масло и не в обиду селедке посыпать крупной солью.
К торговке подходит женщина, она запихивает в пакет сразу несколько бутылок подсолнечного масла, кусок сала, дает селянке деньги.
А.Е. - Теперь все знают, что жареное масло вредно, а соль... И того хуже.
21. НАТ. Улица. День. Вход в ресторан. К.С. Подходит к очередному ресторану и очередному Меню на улице. Рядом с входом стоит девушка с корзинкой цветов. Она думает, что К.С. собрался заходить в ресторан и жестом предлагает ему купить цветы. Таким же жестом К.С. показывает, что он сначала хочет просмотреть меню.
К.С. читает - Так,... «Икра красная...» 50 гр. ... Свободно и не дорого...
К девушке-цветочнице за спиной К.С. подходит парочка. Мужчина выбирает даме букетик, расплачивается и они заходят в ресторан.
К.С. продолжает рассуждать - Чуть дороже селедки... А было время – все застолья делились на два категории: с икрой и без икры. Когда с икрой, то, как правило, по бутерброду на нос, а сейчас – как селедка... в окне отражается силуэт А.Е.
А.Е. - читает - «Салат «Лолита»: ветчина, помидор, яйцо, креветки, курага, майонез, сметана....
К.С. - Интересное сочетание. Креветки-нимфетки... Читал этот роман еще в самиздате, перепечатанный на машинке и до меня прошедший сотни рук и глаз. В то время роман считался порнографическим, а теперь это классика. Интересно. Почему салат «Лолита» есть, а салата «Гумберт» нет?
А.Е. – Есть! «Мужской каприз» - сыр сулугуни, куриное мясо, помидоры, огурцы, сельдерей, зелень...
22. НАТ. Улица. У входа в тот же ресторан. Из ресторана выходит мужик, в каждой руке у него по улыбающейся девице. Мужик кивком головы подзывает такси, засовывает девиц на заднее сидение, сам плюхается рядом с водителем, слышна фраза: Девочки!!! Мы гуляем!» К.С. стоит спиной, услышав этот возглас, он вздрагивает и оглядывается. Но такси уже отъезжает
К.С. – провожает такси глазами По-итальянски – каприз – каприччио! В чем «каприз»? В сельдерее?
А.Е. - Главное – не перепутать каприччио с карпаччо, а их обоих - с гаспаччо. Это все равно, что перепутать Венецию с Винницей!
К.С. продолжает читать - «Рапаны в сметане»...
А.Е. - Рапаны – это содержимое красивых ракушек, которые прикладывают к уху, чтобы услышать шум моря. Летом крымчане набивают ими морозилки, как сибиряки – пельменями, а зимой употребляют.
К.С. – мечтательно Рапаны – это Крым. Город-городок с маленькими, карабкающимися на вершину холма беленькими домиками и зеленое, пронзительно зеленое, как глаза той женщины, ...море.
23. НАТ. Изображение мутнеет, появляется рябь, словно в тихую гладь воды кто-то бросил камешек. Проступают очертания высоких тополей, типичный Крымский пейзаж... Яркое летнее утро. Молодой К.С. в белой панаме, шортах и майке идет по горной тропинке за молодой женщиной, она что-то ему рассказывает, жестикулирует, но слов не слышно. Он подходит к ней, молча обнимает, целует... Вот они опять идут по тропинке, но уже спускаются... Начинается ливень. Один из тех коротких, летних, с громом и страшной черной тучей... Они подбегают к маленькому домику, она хохочет и бежит в дом, он на ходу стаскивает с себя мокрую футболку. В дверях наталкивается на ее голые трепещущие руки.
К.С. - Три недели мы прожили в одном из таких домиков, не отрывая друг от друга глаз и рук. Мне казалось, что так будет всегда.
Стихотворение для этой сцены
**
Веселый мальчик с грустными стихами
Что будят иногда уснувшее в душе
Красивой женщины с зелеными глазами
С улыбкой, не всегда веселой, на лице.
**
Веселый мальчик с грустными стихами
Нужны ли ей твои сквозь ночь звонки
Ведь столько не соединяй мостами
Одним не станут берегом реки.
**
Веселый мальчик с грустными стихами
Столько чуткий к тону сказанных ей слов.
Ты все же пишешь ей стихи ночами
Которые порой вернее вещих снов.
**
24. НАТ. Изображение возвращается. Герой как бы спускается с небес своих воспоминаний на землю. К.С. идет по улице. На большом щите реклама тур агентства – «Приглашаем посетить Крым!»
А.Е. – продолжает разговор - Ну, а дальше?
К.С. - Бредет по улице А дальше было все... И ничего... Сын был маленьким, и жену было жалко.
А.Е. - Нет! Тебе тогда казалось, что на вопрос «или-или» можно ответить «и...и»!
К.С. – пожимает плечами - Казалось...
А.Е. - Она ждала тебя семь лет! А потом вышла замуж, как позже выяснилось, за миллионера, и родила ему двух дочерей в Австралии...
Рекламный щит «Туры в самые экзотические уголки планеты – Австралия, Цейлон, Япония» На щите улыбающееся лицо женщины, которая поразительно похожа на крымскую пассию К.С.
К.С. – Интересно, вспоминает ли она тот крымский город-городок, или тоже не может забыть, как не могу забыть его я?
К.С. переходит на другую сторону улицы по пешеходному переходу, идет мимо красивого, современного кафе. Массовка – нарядная праздношатающаяся публика. Кто-то курит, кто-то весело общается. Парочка целуется. Звучит тягучая мелодия типа саксофона.
А.Е. - Теперь у вас даже звезды разные. Над тобой Большая Медведица, над ней Южный Крест.
25. НАТ. Улица. День. К.С. выходит к небольшой церкви. Из церкви выходят женщины в платочках. Крестятся. К.С. останавливается напротив церкви.
К.С. - Креста я не носил, а в Бога верил!...
А.Е. - Чаще бывает наоборот.
К.С. - В детстве меня не крестили, а сейчас я считаю, что Бог в сердце, то есть в душе, а не в купели...
А.Е. – Ну это дело сугубо личное.
К.С. разворачивается и идет прочь от церкви.
26. НАТ. День. Киоск по продаже молочных продуктов недалеко от церкви. Ценник на стекле. «Сливки... Творог... Сметана...»
К.С. подходит к киоску, читает - Сметана... Говорят, что нигде в мире ее не найдешь. Сливки, йогурт – пожалуйста, а сметаны нет. Редкое сочетание жирного, кислого и плотного.
27. НАТ. День. С противоположной стороны к киоску подходит женщина, покупает творог, пакет молока, берет баночку сметаны и пристально ее разглядывает, подняв на лоб очки.
К.С. ни к кому конкретно не обращаясь - Главный признак подлинности продукта – ложка в сметане должна стоять! Женщина с улыбкой смотрит на К.С., кивает в знак согласия и уходит.
28. НАТ. День. Улица. Очередной ресторан, меню у входа написано на черной доске мелом. К.С. подходит к доске.
К.С. читает с какой-то радостью - А вот и «Борщ украинский со сметаной»
А.Е. сидит за столиком в этом ресторане. С аппетитом ест борщ. Сквозь большое окно-витрину его хорошо видно, хотя стекло бликует и силуэт А.Е остается нечетким со стороны улицы. Камера смотрит в это окно как бы из-за спины К.С.
А.Е. делает приглашающий жест, указывая на свободное место за столиком напротив себя.
А.Е. – Может, зайдешь? Что-нибудь, наконец, закажешь? Ведь отец любил борщ.
К.С. делает шаг, словно собрался войти в ресторан, но в последний момент передумывает. И опять углубляется в чтение меню.
К.С. – Да, но не московский, больше похожий на свекольник с капустой, а именно украинский – с помидорами, сладким, или, как его называют на юге – болгарским перцем и чесноком.
А.Е. с аппетитом отправляет в рот дымящуюся ложку – Константин Сергеевич борща не любил?
К.С. - С детства... Из-за шкварок. В борщ бабушка обязательно добавляла растопленные на сковороде кусочки сала - шкварки, что делало его более сытным. Хотя варили борщ на мясном бульоне, и сытности было – хоть отбавляй. А заправляли шкварками по инерции, по опыту предвоенных, военных и послевоенных голодовок, когда о мясном бульоне мечтать не приходилось. Потом, после бабушки, борщ варили уже без шкварок.
Мимо по улице проезжает машина с красочной рекламой колбас на борту. К.С. провожает ее глазами.
29. - ИНТ. Ресторан через стекло. К столику А.Е. подходит официантка, что-то его спрашивает, но явно про очередную порцию. Слов не слышно, изображение в стекле нечеткое, но их жесты очень выразительны, А.Е. любезничает, улыбается, явно хвалит блюдо и заказывает что-то дополнительно.
К.С. – с удивлением наблюдает за этим немым диалогом через стекло витрины. - Отец любил, вернувшись поздно из гостей, после всех угощений, съесть на кухне тарелку горячего борща. А потом долго беседовать со мной о своей неправильно прожитой жизни. Может, потому, что в гостях отец мало ел, но много пил.
Из ресторана выходит приличного вида господин. Пошатываясь, переходит улицу и скрывается за углом...
30. НАТ. Улица. День. К.С. отходит от ресторана и идет по улице. Подходит к небольшому магазину с вывеской «Всегда свежее мясо», в окне большой плоский телевизор. Яркие краски рекламного ролика – зеленая гора, по которой катаются шарики овец, усатый пастух в папахе, огромный кудлатый пес у его ног. К.С. останавливается и смотрит ролик . Во время этой сцены актеры в рекламе живописно жарят шашлык, поливают его соусом, режут помидоры, наливают вино, ломают хлеб, вкусно жуют и т.д..
А.Е. - Слушай! А мама? Что она любила в молодости?
К.С. – Жаркое. Жаркое из баранины. С картошкой. Горячее, пока бараний жир не успел застыть...
К.С. озабоченно смотрит через дорогу на открытые двери очередного ресторанчика, где в витрине висит муляж окорока на крюке - Интересно, есть у них в меню жаркое?
А.Е. отвечает сдавленным голосом, словно у него полный рот – Жаркое по-домашнему с лисичками.
К.С. – Нет, мама любила без лисичек. В войну их эвакуировали в Узбекистан, в небольшой городок. Дедушка ушел на фронт, а бабушка умерла в эвакуации, в сорок втором году практически от голода, когда маме было двенадцать. А мама выжила, будучи полунянькой-полуучительницей у детей заведующего городской столовой....
Экран мутнеет, по нему бежит рябь, словно кто-то кинул камень в воду.
31. ИНТ. Кадры черно-белой хроники плохого качества.
Проступают очертания обшарпанного здания городского клуба. Ряды со зрителями. Все сидят одетые в ватниках, полушубках, теплых платках, валенках. На сцене актеры в форме немцев с перекошенными лицами и девушка-партизанка. Слов не слышно. Играет трагическая мелодия вроде скрипки.
К.С. - комментирует действо Спектакль показывали в городке приехавшие из Ташкента актеры. Сюжет был незамысловат. Немцы схватили партизанку, и, как ни пытали, она не говорила, где скрываются ее товарищи. Тогда фашисты поставили на стол дымящийся казан и сказали: если выдашь, где партизаны, мы дадим тебе жареное мясо с картошкой.
А.Е. – А сидящие в зале зрители партизанами не были, но есть им хотелось не меньше героини. И каждый мог оценить подвиг отказавшейся от мяса с картошкой девушки.
Крупным планом лица нескольких зрителей. Когда один из актеров- «немцев» ставит на стол дымящийся казан, зрители дружно сглатывают слюну, у всех страдальческие лица.
К.С. - Мама любила жаркое без лисичек. Откуда в Узбекистане лисички? А папа любил борщ со сметаной. Мама, папа. Анкета какая-то! У анкеты много общего с меню. А у меню – с анкетой. Хотя меню – оно, они наверное сестрички.
А.Е. продолжая жевать, несмешливо Анкет ты тоже не любил?
32. НАТ. День. Улица. К.С. возвращается к ресторану.
К.С. - Как будто кто-то сквозь бумажку с вопросами простреливает тебя насквозь альфа- или гамма- частицами. Даже, казалось бы, приятный вопрос о дне рождения был дополнительным ориентиром для розыска среди тезок и однофамильцев. А уж вопросы про судимости и родственников за границей, участие и нахождение, исключения и сокрытие казались даже не враждебными, а угрожающими. Хотя скрывать особо было нечего...
А.Е. эхом Да, скрывать особо нечего!
33. НАТ. День Улица. К.С. опять идет по улице, разглядывая пешеходов.
Подходит к очередному ресторану
В окне ресторана механическая кукла в пышной юбке печет блины. Музыка, как из механической муз. шкатулки. К.С. с улыбкой смотрит на куклу.
К.С. - Так, а что тут у них на десерт?
А.Е. - «Чернослив со сливками и грецкими орехами».
К.С. - Хорошо, что тут без сметаны обошлось.
А.Е. - «Крем из белого шоколада с фруктовой начинкой». тоном знатока
Начинка – ладно, а белый шоколад? Это почти безалкогольное пиво... Ладно,
Тут меню закончилось, пошли дальше.
34. НАТ. День. Улица. Вход в ресторан «МАКСИМ», К.С. с беспокойством оглядывается в поисках меню у входа. В окне маячит сытая физиономия А.Е.
К.С. – Тут меню когда-то висело в стеклянном ящике, и было подсвечено почему-то голубым фонариком.
А.Е. читает вдохновенно - «Буайябес»...суп из пяти видов рыбы и креветок с сырными гренками и соусом «Айоли»...
С улицы видно, что в ресторане в огромном аквариуме плавают пучеглазые рыбы.
К.С. – Это самый популярный суп в Марселе.
А.Е. - хихикнув
А я теперь имею одну лишь в жизни цель,
Чтоб как-нибудь добраться в тот западный Марсель.
Там девки пляшут голые, там дамы в соболях,
Лакеи носят вина, а воры носят фрак.
35. НАТ. Улица. День Из ресторана выходит респектабельная парочка, которую К.С. провожает взглядом, парочка садится в дорогой автомобиль
К.С. - Слава Богу. Добрались все. Причем, не выходя из собственных квартир. И девки пляшут. И воры в галстуках... И без галстуков.
Продолжает изучать меню Салат «Бон Фам» (нежный салат из корня сельдерея, заправленный соусом «Айоли»).
36. НАТ. День. Улица.
К К.С. подходит ярко одетая молодая женщина. К.С. шарахается и отходит на противоположную сторону улицы. Женщина провожает его насмешливым взглядом.
К.С. - разворачивается и бредет по улице, останавливается напротив витрины с рекламой ночного клуба – огромные рисованные фигуры женщин на стекле. Неожиданно эти рисованные фигуры начинают двигаться, изображая эротический танец.
А.Е. - «Бон Фам» – в переводе с французского — хорошая женщина. А можно перевести и как добрая...
К.С. - удивленно - Почему добрая? А... наверно после эффекта, который производит на мужчину корень сельдерея. Да где ж ее найти эту добрую?
А.Е. - Так после развода желающих подать стакан воды было предостаточно...
37. НАТ. День. Улица. К.С. переходит через улицу, идет по тротуару, периодически оглядываясь на прохожих
К.С. – Пить из рук ровесниц не хотелось.
Провожает взглядом еще вполне молодую симпатичную женщину, которая идет навстречу и приветливо ему улыбается.
А.Е. - А из тех, что хотелось...
К.С. - Ну, во-первых, деньги... Да и неинтересно было бы друг с другом. Я тут сам с собой договориться не могу, (К.С. и А.Е. в упор с вызовом смотрят друг на друга, как будто собираются начать драку), а с молоденькой дурочкой ...
А.Е. - Почему с дурочкой? Продолжая смотреть на него в упор...
К.С. – Потому, что умные давно замужем.
38. НАТ. День. Улица. Навстречу К.С. идет стильная молодая типичная «бизнес –вумен» в очках, с портфелем
К.С. – внимательно смотрит на женщину и провожает взглядом, для этого ему нужно резко повернуться всем корпусом на 90º. - Потому, что умные давно замужем. Да и другое поколение, оно же действительно: другое. Обойдемся без «Бон Фам»
Незнакомка с портфелем ускоряет шаг, из машины навстречу ей выходит немолодой господин, он целует даму, вручает ей цветы, забирает у нее портфель, помогает сесть в машину, галантно распахнув дверь. К.С. с грустью провожает взглядом автомобиль.
40. НАТ. Ранний вечер. Улица. Вход в очень дорогой ресторан. Парковка забита дорогими иномарками. В палисаднике перед рестораном за ажурной решеткой в траве горят маленькие лампочки –свечки и играет небольшой джаз-оркестр – гитара, саксофон, скрипка. К.С. неторопливо проходит мимо, задерживается, делая вид, что слушает мелодию. Краем глаза смотрит на Меню, которое прикреплено на красивой подставке в виде пюпитра.
А.Е. – плотоядно Ишь ты, «Фуа-гра с цукатами - один из самых известных деликатесов французской кухни...
К.С. - А по-русски – жирная печень. Напарник по работе часто нудил: «Все, что есть в жизни хорошего – или преступно, или аморально, или ведет к ожирению». Хотя это многие повторяют, но они не правы. Разве преступно или аморально читать меню ресторанов, гуляя по вечернему городу?
(во время этого диалога мы видим детали интерьера ресторана и несколько посетителей – у них должны быть такие очень характерные черты « хозяев жизни»!)
А.Е. – Аморально! Потому что ты не собираешься заходить и заказывать.
Навстречу К.С. из ворот ресторана выходит не то секьюрити, не то метрдотель в каком-то замысловатом одеянии. Он подозрительно оглядывает К.С. За его спиной, в саду ресторана вспыхивает не то фейерверк, не то разноцветные шутихи.
К.С. смущается, но делает вид, что слушает музыку, стоя в пол оборота к входу - Но я же не сажусь за столик, просто читаю меню и ухожу. Они видят интерес. Не зайду сегодня, зайду завтра. отходит
А.Е. - И завтра ты к ним не зайдешь.
К.С. раздраженно машет рукой. Со стороны может показаться, что он разговаривает сам с собой.
41. НАТ. Вечер. Улица. К.С. идет по вечерней улице.
К.С. - Потому что на завтра у меня запланирован китайский, греческий и болгарский ресторан...
А.Е. ворчливо – Да ладно, к ожирению это точно не ведет.
К.С. - Не важно, что ублажать — хрусталик глаза, барабанные перепонки уха или пупырышки языка. Важно, как это делать... На сегодня запланирован еще японский ресторан недалеко от входа в порт.
42. НАТ. Вечер. Улица. Зажигаются уличные фонари, ярче вспыхивает яркая реклама, по улице проносится авто с мигалками. Откуда-то слышна музыка
А.Е. - ворчливо Поздно уже!
43. НАТ. Вечерняя улица. Японский ресторан. Неясно, сквозь стекло. На столиках свечи. Посетителей много, все что-то жуют в романтическом сумраке. Суетятся официанты в кимоно.
К.С. – подходит к площадке, становится с краю, словно размышляя: зайти – не зайти. Сырая рыба, рис, водоросли, а такая популярность. В городе уже пять японских ресторанов, и все полны посетителями. Интересно, что у каждого свое меню с цветными картинками блюд.
А.Е. – Ты приходишь сюда раз в две недели. Но сегодня темно. Поздно.
К.С. стоит у дерева его практически не видно. Мимо него проходят люди, кто-то даже толкнул его и не извинился.
К.С. – с сожалением в голосе Да, при таком освещении креветки на картинках не рассмотришь, и состав коктейля «Камикадзе» не прочитаешь, зря шел. Пойду йогурт пить. Хотя сегодня я действительно проголодался, и могу сварить вкусный грибной суп из концентрата.
43. НАТ. Вечер. Улица. По улице проносится милицейское авто с мигалками
К.С. вздрагивает и разворачивается, чтобы идти домой.
44. НАТ. Вечер. Плохо освещенная улица. Ветер. Фонарь где-то в кронах деревьев раскачивает тени на мостовой. Подняв воротник, зябко ежась и втянув голову в плечи, К.С. идет домой. Навстречу ему топают два здоровых мужика.
45. НАТ. Улица. Поздний вечер. Один из прохожих решительно подходит к К.С.
Мужик №1 - Батя, сотку не разменяешь?
К.С. сует руку в карман за шапочкой, но мужики, видимо, воспринимают этот жест по-своему.
46. НАТ Поздний вечер. К.С. лежит на тротуаре. Где-то на соседней улице слышна милицейская сирена. Звук сирены перебивает тягучая мелодия шарманки
А.Е. - Поздно. Действительно поздно... Совсем.
Изменилось ли что-то? Для кого?
Для случайных прохожих, которые больше не встретят вечером мужчину в старомодном, с приподнятым воротником, плаще на подстежке?
Для посетителей ресторанов, которые больше не увидят сквозь стекло переминающегося с ноги на ногу человека, долго читающего меню, но так ничего и не выбравшего в этой жизни?
Вряд ли. ...
47. Мы пролетаем по ярко освещенной вечерней улице, как бы на мгновение, задерживаясь у входа в каждый ресторан, который посещал К.С. , создается эффект «назад в прошлое» - яркие огни ресторанной рекламы сливаются в один блистающий поток, который устремляется ввысь к темному ночному небу. Монотонный звук шарманки постепенно затухает.
Камера оказывается в пустой квартире К.С. Вот его тапочки, недопитая бутылка кефира на столе, фото сына, звук капающего крана, зонтик на полу...
А.Е. ходит по квартире и поправляет занавешенные простынями зеркала. Когда он выходит во двор, там на веревках сушатся простыни.
Стихотворение для финала:
**
В моей незапертой квартире
Он нежен и заботлив был
И пах, как все, подобно мирре,
Как все, но отражений не любил.
**
Наверно не хотел со мной встречаться
Глазами, что смотрели из зеркал
А может быть, боялся расплескаться,
Увидев то, чего так долго ждал.
**
О простыни, что кроют зеркала
И прячут безутешность иль поспешность
Он в вас пришел закутан со двора,
Чтоб не заметили чужую внешность.
**
В моей незапертой квартире
Все живы кроме ничего,
А ничего так много в этом мире,
Что вред ли кто заметит одного...
Конец
А.Мардань: +38(050)316-34-30, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., www.dramaturg.com.ua